Основные правила строповки грузов
Строповка грузов – всегда актуальная тема в строительстве и промышленности, которой посвящена не одна техническая норма и не один студенческий реферат. Правила строповки и мероприятия, направленные на предотвращение падения перемещаемого груза как на любой металлобазе, так и в порту при перегрузке контейнеров, начинаются с государственных стандартов на грузовые канаты и заканчиваются опытом работы крановщиков и грузчиков.
Что нужно учитывать при строповке груза
При зацеплении различных грузов стропами за крюковую обойму крана, на которую, в свою очередь, приходит грузовой канат с лебёдки, необходимо учитывать:
- Правильность выбора грузовых канатов и строп в плане предельной прочности на разрыв (с запасом!) относительно веса груза. Этому вопросу посвящены ГОСТы, ряд теоретических и практических исследований.
- Необходимость крепить груз несколькими ветвями строп, чтобы распределить нагрузку.
- Форму перемещаемого объекта.
- Расположение центра тяжести объекта. Помимо прочности строп и канатов, это самый важный параметр при погрузо-разгрузочных работах.
- Наличие схемы строповки, предоставленной поставщиком (производителем) груза, инструкции которой надо соблюдать неукоснительно.
Важность схемы строповки, предоставляемой поставщиком груза
Если перемещается краном продукция машиностроения, к примеру, станок или насосный агрегат, на нём должны быть предусмотрены рым-болты (петли) для крюков строп, расположение которых указывается в схеме, прилагаемой к документации на оборудование. При погрузке оборудования могут действовать особые правила, которые известны только производителю. К примеру, у станка четыре рабочих вала, из которых два боковых симметричны и центральный расположен выше. Однако только изготовитель этого станка может знать, что поднимать его за боковые валы никак нельзя, так как будут испорчены рабочие цилиндры, а можно - только за центральный вал, так как он имеет прочное механическое крепление.
Особенности строповки грузов разной формы и структуры
Общие правила строповки грузов говорят о том, что:
- крюки строп направляют от центра груза;
- протяжённые грузы круглого сечения (трубы, валы) могут крепиться затяжной петлёй;
- если груз допускает свободную укладку петель строп, то необходимо размещать их так, чтобы не допускать смещения в продольном направлении (вал крепить возле цапф, и т.п.);
- по-разному крепятся упаковки кирпичей, бетонные блоки, рулонные материалы, пачки металлических листов и ёмкости с цементным раствором (нужно смотреть схемы расположения петель для крюков строп и количество ветвей, которые, например, подводятся под поддон с пачкой листов);
- если края перемещаемого груза или его поддона острые, необходимо делать прокладки против перетирания строп (дерево, резиновые трубы, угольники) или пользоваться плоскими ремнями.
Частных правил строповки много, и они разрабатываются для каждого вида груза. В том числе, существуют особые правила крепления перегружаемых объектов, если кран стоит на краю обрыва или траншеи: например, укладывает тяжёлые трубы или держит их для сварки по месту.